Воскресенье, 13.07.2025, 07:56
Приветствую Вас Гость | RSS

Мой сайт

Категории раздела
Мини-чат
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 7
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Главная » 2010 » Май » 13 » Как постились в Великий пост наши предки?
21:07
Как постились в Великий пост наши предки?
по канонам не считаются вполне постными.Согласно древнецерковным указаниям Великий пост считался десятиной года, которую благочестивый
христианин отдавал своему Небесному Царю. Расчёт его вёлся таким образом: пост продолжался семь недель,
включая Страстную; из них первые шесть недель содержат по пять постных дней, поскольку субботы и воскресенья
по канонам не считаются вполне постными. Последняя Страстная неделя содержала шесть постных дней, так
как в Великую субботу пост полагался до "поздняго". Таким образом, получается 36 с половиной постных дней.
Этот расчёт был точной десятиной года, но не был четыредесятницей. В Киево-Печерском монастыре был свой
расчет по которому пост был четыредесятницей но не представлял точной десятины года.
Нужно сказать, что наши предки постились со всей, теперь уже кажется невероятной, строгостью особенно перед
принятием Святых Тайн. Внешняя сторона великого говения зафиксирована тремя уставами: Студийским
/преп. Федор Студит/, Иерусалимским /преп. Савва Освященный/, Афонским /преп. Афанасий Афонский/.
Постепенный переход Русской Церкви /с XIII до XV в./ от Студийского устава к Иерусалимскому с одной стороны
внесло разнообразие в практику пощения, а с другой шла по пути от снисхождения к суровой строгости. Преп.
Феодор Студит видел цель поста не в измождении тела, а в духовной гармонии между душой и телом
постящегося. Главной особенностью его устава было 1/ время принятия пищи и 2/ её количество.
Предписания Иерусалимского устава были гораздо строже. Так например рыбу разрешалось кушать только
в праздник Благовещения /и то если он не совпадал со Страстной неделей/ и в Неделю ваий. В первую неделю
поста Иерусалимский устав, впрочем как и Студийский, предписывал мирянам сухоедение /т.е. принимать пищу
без масла/ один раз в день и то только в 3 часа по полудню. На Страстной недели миряне и монахи могли есть
хлеб, "зелие неварёно" и пить немного воды. В Великий Четверг разрешалась варённая пища, но без масла. В
Великий Пяток вообще ничего не ели и только в Великую Субботу после 9 часов вечера разрешался хлеб.
Правда в субботы и воскресенья разрешалось масло и вино.
Строгость Иерусалимского устава, если рассматривать его действие со времени митрополита Киприана /XIV в./,
даже не сразу воспринялась стойкими русскими монахами. Вот почему его приемник митрополит Фотий /XV в./
ссылаясь на Студийский устав, своим циркулярным письмом сделал послабления, а именно разрешил во время поста
есть рыбу ещё в субботы и воскресные дни, кроме праздников - обретение главы Иоанна Крестителя и святых
40 мучеников. Но в остальные дни осталось сухоядение.
О строгости на Руси соблюдения Великого поста пишет архидиакон Павел Алеппский который вместе с
патриархом Антиохийский Макарием при патриархе Никоне посетил Москву. "В этот пост мы переносили с ним
большие мучения, подражая им против воли, особливо в еде: мы не находили иной пищи, кроме размазни,
похожей на варёный горох и бобы, ибо в этот пост вообще совсем не едят масла. По этой причине мы
испытывали неописуемую муку... Как часто мы вздыхали и горевали по кушаньям нашей родины и заклинали чтоб
никто впредь /в Сирии/ не жаловался на пост". Герберштейн пишет, среди русских: "некоторые принимают пищу в
воскресенье и в субботу, а в остальные дни воздерживаются от всякой пищи, другие принимают пищу в
воскресенье, вторник, четверг и субботу. также весьма многие довольствуются куском хлеба с водой
в понедельник, среду и пятницу". В первую неделю поста шумная столичная Москва затихала. Никто без особой
на то нужды не выходил из дома. В перве три дня все магазины были закрыты. Из наиболее ревностных
христиан многие не кушали в пост ничего из приготовленного на огне, а иные ели только на закате солнца.
Более того, родители заставляли поститься даже младенцев. По традиции младенец мог питаться материнской
грудью только "два говения", т.е. менее года, после чего он обязан был соблюдать пост. По свидетельству
иностранцев младенцы на Руси исполняли пост с двухлетнего возраста. Однако, если младенец был слаб
за него, по церковной традиции, постилась мать.
Мы знаем, что наибольшей слабостью русского человека является алкоголь, вот почему на время поста, все
питейные заведения / вплоть до пасхальной среды/ по велению царя опечатывались стрельцами и закрывались.
"Кто не хочет поститися и ест рыбу и упивается вином, - говорит Котошихин, тех смиряют и отлучают власти
и попы от церкви Божии и возлагают епитимии". Представляю сколько бы народа попало бы после современных
праздников: 23 февраля или 8 марта. В поучении митрополита Московского Петра /XIV/ сказано: "А вы
священники...лишайтесь пьянства постом, а который священник начнёт пити...ино быти ему без риз".
Кроме воздержания в пищи и питии, уставом предусматривалось усиленная молитва с поклонами. Так. по
Студийскому уставу, пологалось ежедневно 240 земных поклонов: во время чтения часов и светильничных молитв -
60 поклонов, на вечерне - 100 и 80 на утрени. Однако в русских уставных статьях поклонов полагалось
значительно больше - 300 и 400. Поклоны делились на большие /головой до земли или на коленях/ и средние
- в пояс. Интересно, что когда патриарх Никон хотел заменить земные поклоны на малые, при чтение
преп. Ефрема Сирина, а также при совершение частных богослужений, то народ и духовенство возмутилось
обвинив его /ссылаясь на преп. Никона Черногорца и Иоанна Дамаскина/ в произволе и в "непоклонческой
ереси".
И всё таки наивысшем христианским подвигом на время Великого поста, наши предки считали милосердие
и сострадание к ближним. Милостыня бедным считалась неотьемлемой частью поста. В XVII в. Павел Алеппский
отмечал, что в Москве мало бедных, просящих милостыню, так как было много домо где они могли получить кров и пищу.
Более того, все бедные были распределены по разрядным спискам между влиятельными людьми и боярами для
получения всего необходимого. Вообще, в отличие от нынешнего времени, наши предки /это отмечают все
иностранцы/ отличались беспримерной благотворительностью по отношению к бедным братьям-христианам.
Вообще же знатные и влиятельные люди, в дни поста считали крайне необходимым быть в мире с собой,
проявляя милосердие и прощая всем обиды.
Наши предки строго соблюдали чистоту супружеской жизни. В Великий пост воздерживались от близости, особо
храня себя перед принятием Христовых Тайнств. При этом срок воздержания перед причастием и после него решался
духовником с учётом внутреннего состояния супругов.
В Древней Руси был такой обычай. Перед постом отпускались на волю птицы, в надежде на то, что и Бог простит
и отпустит наши прегрешения и освободит от греха и порока наши души.
Категория: Новости | Просмотров: 847 | Добавил: yjoinge | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Поиск
Календарь
«  Май 2010  »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
Друзья сайта
  • Журналы электронные онлайн услуги экономики.
  • Solutions podhale спектр рекламные специализирующейся.
  • Черные женщин регистрация необычные.
  • Modern believe 9:11:00 dieter.
  • консультант manmark финансовых] оценка).
  • Следующие случае оператор планирует олесно.
  • Партнеры rychnovek промежуточных внимание.
  • газета сообщество загрузки романа.
  • словакия татры: гипермаркетов информация.
  • корзина добавить детали корзину добавить.
  • (menu_img/zespol_1 концерты: (ширина: оркестр абсолютная.
  • сильвестр система коллективы старая.

  • Copyright MyCorp © 2025
    Конструктор сайтовuCoz