Статистика
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0
|
Главная » 2011 » Январь » 10 » ФОРМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ
21:11 ФОРМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ |
Во многих государственных научных центрах (ГНЦ) доля валютных поступлений от МНТС доходит до 15-20% общего финансирования выполняемых проектов.Основными организационными формами привлечения инвестиций для финансирования инновационных программ в мировой практике являются: 1.дефицитное финансирование; 2.акционерное или корпоративное финансирование; 3.финансирование программ, при котором инвестируется непосредственно программа (см. табл. 1). Рассмотрим данные организационные формы привлечения инвестиций для финансирования инновационных программ более подробно. Дефицитное финансирование, как показывает практика, означает государственные заимствования под гарантию государства с образованием государственного долга и последующим распределением инвестиций по проектам и субъектам инвестиционной деятельности. Государство гарантирует и осуществляет возврат долга. Различают: а) государственные бюджетные кредиты на возвратной основе; б) ассигнования из бюджета на безвозмездной основе; в) финансирование по целевым федеральным инновационным программам; г) финансирование программ из государственных международных заимствований. Важно отметить, что такая форма финансирования инвестиционной деятельности как дефицитное финансирование стала активно использоваться в России с начала 90-х годов. В минувшем десятилетии на характер международного научно-технического сотрудничества (МНТС) России, составляющего основу инновационной деятельности предприятий всех форм собственности, оказали существенное влияние коренные изменения в системе внешнеэкономических связей, прежде всего либерализация внешнеэкономической деятельности на основе отмены государственной монополии на внешнеторговые и валютные операции. Таблица 1 Основные организационные формы финансирования инвестиционной деятельности, принятые в мировой практике
ФормаВозможные инвесторыПолучатели заемных средствПреимущества использования фирмыСложности использования формы в условиях страны Дефицитное финансированиеПравительст>ва иностранных государств. Международные финансовые институты. Организации РФ Правительство РФВозможность государствен- ного регулирования и контроля инвестицийНецелевой характер Финансирования. Рост внешнего и внутреннего государственного долга. Увеличение расходной части бюджета Акционерное (корпоратив-ное) финансированиеКоммерчески>е банки Институциональ-ные инвесторыКорпорации
ОрганизацииВариабельность использования инвестиций у корпорации (организации)Нецелевой характер инвестиций Работа только на рынке ценных бумаг, а не на рынке реальных программ. Высокий уровень риска инвестора. Финансирование программПравительства Международные финансовые институты Коммерческие банки Отечественные организации Иностранные инвесторы Институциональные инвесторыИнновационная программаЦелевой характер финансирования Распределение рисков Гарантии государств – участников финансовых учреждений Высокая степень контроляЗависимость от инвестиционного климата. Высокий уровень кредитных рисков. Неустойчивое законодательство и налоговый режим.
Это облегчило выход отечественных предприятий научно-технической сферы на внешние рынки, открыло доступ иностранной научно-технической продукции к капиталам на внутренний рынок. Следствием реформ стала либерализация международных научно-технических обменов и большая открытость российской науки. В сложный период становления рыночных отношений, сокращения масштабов финансирования науки, распада сложившихся научно-технических, производственных и финансово-экономических связей между предприятиями бывшего СССР международное научно-техническое сотрудничество стало для России жизненно важным в сохранении отечественного научно-технического потенциала, фундамента инновационной деятельности. В первые годы реформ финансовая поддержка, полученная по линии зарубежных фондов (Международный научный фонд Дж. Сороса, программа Фулбрайт, Фонд Форда, Фонд МакАртуров, Фонд гражданских исследований и разработок для государств бывшего СССР и др.) и международных организаций и программ (ИНТАС, ЭВРИКА, КОПЕРНИКУС, ТАСИС и пр.), реально помогла российским ученым и специалистам выжить в это трудное время. Так, например, только через созданный в 1992 г. Международный научный фонд для поддержки фундаментальной науки в бывшем СССР было выделено 100 млн. долл. (индивидуальные гранты ученым, коллективные гранты для научных групп, финансирование поездок на конференции и пр.). В частности, было распределено по 500 долл. Между 30 или 40 тыс. российских ученых. В 1998 г. доля совокупных иностранных инвестиций, привлекаемых в сферу науки и технологий России при активном использовании каналов и возможностей МНТС, составили по экспертной оценке, 10,3% общих расходов на гражданские исследования и разработки, или около 250 млн. долл. Во многих государственных научных центрах (ГНЦ) доля валютных поступлений от МНТС доходит до 15-20% общего финансирования выполняемых проектов. Подавляющая часть зарубежных источников финансирования исследований и разработок - 74,5% - приходится на предпринимательский сектор науки, 22,8% - на государственный (включая РАН и отраслевые академии) и лишь 2,6% - на сектор высшего образования, отражая, таким образом, структуру спроса на выполняемые в России исследования и разработки со стороны зарубежных заказчиков. Значение финансовой поддержки для сохранения российского научного и инновационного потенциала трудно переоценить. Можно привести следующий пример. В конкурсе совместных проектов Фонда гражданских исследований и разработок для государств бывшего СССР (CRDF) в 1996-1998 гг. по одному из грантов были разработаны стойкие к магнитным полям фотоумножители, которые в 4 раза дешевле японских. После исчерпания гранта Фонд выделил деньги для продолжения уже прикладных работ. В итоге российская научная группа (МИФИ и СПб НПО «Электрон») не только выжила, но и добилась двадцатикратного роста финансирования, кроме того, у нее появился деловой партнер. В 90-е годы удалось не только обеспечить выполнение российских обязательств по ранее подписанным межправительственным и межведомственным соглашениям о научно-техническом сотрудничестве. Но и существенно расширить его тематику и географию. Были установлены взаимовыгодные отношения, в частности с Израилем, Южной Кореей, ЮАР, контакты с которыми на государственном уровне еще в недалеком прошлом представлялись маловероятными. Получили развитие совместные исследования в областях науки и технологий, которые ранее носили закрытый характер (суперкомпьютерные технологии, акустическая термометрия океана, телекоммуникации, авионика и др). В настоящее время МНТС осуществляется с 50 странами дальнего и ближнего зарубежья, а также с большинством ведущих международных организаций научно-технического профиля в рамках 52 межправительственных и более 100 межведомственных соглашений. Масштабы мирового рынка гражданских технологий, наукоемких товаров и услуг (более 2 трлн. долл.) говорят о том, что для России получение сегмента этого рынка, соответствующего ее научному инновационному потенциалу, развитие экспорта гражданских технологий, наукоемких товаров и услуг и повышение национальной конкурентоспособности должна стать одним из наиболее важных направлений государственной политики. Россия должна войти в мировое сообщество на правах партнера, а не просителя, найти свою нишу на мировых рынках интеллектуальной собственности, наукоемких товаров и услуг. Решению этих задач в значительной степени должна способствовать принятая в 2000 г. Концепция государственной политики РФ в области международного научно-технического сотрудничества. В рамках данной Концепции выделены три основных направления государственной политики в области МНТС: 1)межгосударственное научно-техническое сотрудничество; 2)международное инновационно-технологичес>кое сотрудничество; 3)создание современной, отвечающей мировым стандартам инфраструктуры МНТС. Намечаются дифференцированные подходы к регулированию коммерческого и некоммерческого научно-технического сотрудничества. В рамках последнего предполагается сделать акцент на приоритетных для страны направлениях исследований, активном участии в решении глобальных проблем цивилизации, обеспечении адекватной оценки мировым сообществом потенциала российской фундаментальной науки, формировании глобальной научно-технической инновационной инфраструктуры. В рамках коммерческого инновационно-технологичес>кого сотрудничества (в основном межфирменного) предполагается содействие продвижению отечественной наукоемкой продукции на мировые рынки и стимулирование роста инновационной активности зарубежного капитала в России. Коммерческие связи с зарубежными партнерами охватывают сотрудничество, обязательно заканчивающееся коммерческим обменом результатами национальной или совместной интеллектуальной деятельности – куплей-продажей или арендой технологий в овеществленной форме (оборудование, наукоемкая продукция) или патентно-лицензионным обменом, реализацией на рынке ноу-хау, использованием различных форм коммерциализации совместного продукта. Именно в этой сфере в России ощущается недостаток опыта и образовательной подготовки. Использование преимуществ международного разделения труда и развитие международного сотрудничества России в сфере инноваций и коммерциализации технологий должно сыграть роль катализатора инновационной деятельности в стране, содействию наилучшему вхождению зарубежных стандартов и опыта коммерциализации технологий в отечественную практику. Важным аспектом интеграционных процессов в области инновационной деятельности должно стать у же в ближайшие годы расширение сотрудничества государственных научных центров, инновационно-технологичес>ких центров и инновационно-промышленных комплексов России с аналогичными зарубежными структурами. Позитивные результаты такого сотрудничества уже имеются. Так, например, НПО «Энергомаш» (подмосковный город Химки) вышло на мировой рынок с ракетным кислородно-керосиновым двигателем РД-180, доработанным по контракту с «Пратт энд Уитни» и предназначенным для использования на ракетоносителе «Атлас 2АR» американской компанией «Локхид Мартин». Начались запуски с космодрома на мысе Канаверал американской ракеты-носителя «Атлас», оснащенной российским двигателем РД-180. НПО «Энергомаш» осуществляет не только совместные работы по двигателям РД-180 и РД-191 (для семейства российских ракет-носителей «Ангара»), но и перспективные НИОКР по созданию двигателей будущего, в частности трехкомпонентного двигателя. Однако имеются и объективные трудности на пути эффективной реализации совместных проектов с зарубежными партнерами. Прежде всего это касается обеспечения равноправных условий сотрудничества, для чего у российских участников зачастую не имеется достаточных финансовых средств. Предоставление в качестве вклада российской стороны интеллектуальной собственности также требует значительных расходов на патентование и поддержание патентных прав за рубежом. Поэтому сегодня МНТС, как это ни парадоксально, само нуждается в активной государственной поддержке (подробнее см.: Миндели Л., Заварухин В. Международные аспекты российской инновационной политики //МЭМО.-2001.-№5.-С.55-64>). Важнейшей организационной формой финансирования инвестиционной деятельности является акционерное или корпоративное финансирование, которая предполагает, что инвестируется конкретная деятельность отрасли или организации, в том числе: а) участие в уставном капитале организации; б) корпоративное финансирование, заключающееся в покупке ценных бумаг; Следующей организационной формой финансирования инвестиционной деятельности является финансирование программ, при которой инвестируется непосредственно сама программа: а) с полным регрессом на заемщика; б) с ограниченным правом регресса; в) без права регресса на заемщика. Важно отметить, что для проведения научных исследований и разработок, которые составляют важнейшие этапы инновационного процесса, даже страны с высоким уровнем экономического развития – страны «Большой семерки», -активно используют зарубежные источники финансирования. Так, например, в 1997 году зарубежные источники финансирования научных исследований и разработок составили: США – 10,5%, Великобритания – 21,6%, Канада – 20,3%, Франция – 11,4%, Германия – 2,1% и Япония – 0,1% соответственно (см.: Иванова Н. Инновационная сфера: итоги столетия //МЭМО.-2001.-№8). В условиях, когда сложно привлечь инвестиции внутри страны для развития отдельных предприятий и отраслей, реализации инновационных программ, важным источником средств для модернизации экономики являются иностранные инвестиции. В сфере экономических отношений, возникающих в связи с притоком капитала из-за рубежа, существует ряд важных особенностей. Которые ставят иностранных инвесторов в неравные условия с внутренними инвесторами. Зачастую эти особенности становятся преградой на пути иностранных инвестиций. Главные из них – страновой риск, незнание языка и местных законов. Однако, даже если иностранные инвесторы будут в совершенстве знать все местные законы и нормативные акты, для них могут оставаться неизвестными местные деловые традиции, составляющие в странах с нестабильной правовой системой значительную долю правил, которыми иностранные инвесторы вынуждены руководствоваться при осуществлении бизнеса в данной стране. Указанные обстоятельства демонстрируют незащищенность иностранных инвесторов в странах, принимающих капиталовложения. Поэтому, хотя российское законодательство предоставляет внутренним и иностранным инвесторам равные правовые гарантии, иностранцы в нашей стране находятся в худшем положении, чем отечественные предприятия, и нет ничего удивительного в том, что без дополнительных правовых гарантий и налоговых льгот они не спешат инвестировать в Россию. Например, до сих пор для иностранных инвесторов действуют привилегии (льготы), связанные с благотворительной деятельностью, отмененные с 1 января 2002 года для отечественных производителей. Следует подчеркнуть, что иностранные инвестиции подразделяются на три основных типа: прямые, портфельные и прочие. В состав прямых инвестиций входят любые капиталовложения, обеспечивающие десятипроцентное или большее участие в предприятии. Они могут принимать форму акционерного капитала, реинвестированных доходов в предприятия прямого инвестирования и прочего капитала, имеющего отношение к различным межфирменным операциям с долговыми обязательствами. То же определение дает и Госкомстат. Согласно Федеральному закону «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» (№ 160 –ФЗ от 9.07.1999 г.) под прямой иностранной инвестицией понимается приобретение иностранным инвестором не менее 10% уставного капитала коммерческой организации на территории РФ, вложение капитала в основные фонды филиала иностранного юридического лица и осуществление лизинга оборудования на территории РФ таможенной стоимостью не менее 1 млн рублей. Под портфельными инвестициями понимается покупка акций, не дающих право вкладчикам влиять на функционирование предприятия и составляющих менее 10% в общем акционерном капитале предприятия, а также облигаций, векселей и других долговых ценных бумаг. Прочие инвестиции – это торговые кредиты, кредиты, полученные от международных финансовых организаций, кредиты правительств иностранных государств под гарантии Правительства Российской Федерации, банковские вклады и другие. Для развития экономики России, на наш взгляд, на нынешнем этапе менее всего подходят портфельные инвестиции, так как в странах с формирующимися рынками (странах с переходной экономикой) они представляют собой главным образом спекулятивный капитал, который может быть легко выведен из экономики, оказывая негативное влияние на платежный баланс и валютный курс. Ситуация 1998-1999 гг. наглядно продемонстрировала это. Прочие инвестиции предоставляют предприятиям дополнительные средства, но не позволяют в значительной степени улучшить эффективность их деятельности. Основная доля прочих инвестиций – это кредиты, использование которых слабо контролируется кредитором. Долгосрочные финансовые ресурсы, управленческие и продуктовые ноу-хау способны предоставить только прямые иностранные инвестиции. Участие зарубежных компаний в российской экономике как в виде предприятий со стопроцентным, так и частичным участием иностранного капитала позволит предприятиям без иностранных инвестиций постепенно перенимать опыт предприятий-конкурентов, которые используют новейшие методы стратегического управления, технологии и маркетинговые приемы, применяющиеся в западных странах, и внедрять его у себя. Таким образом можно обеспечить развитие российской экономики в ближайшие годы. На приток прямых иностранных инвестиций влияют две основные группы факторов: 1)обеспеченность страны ресурсами, необходимыми для реализации проекта (сырье, материалы, рабочая сила , рынок сбыта); 2) инвестиционный климат (законодательство, политика, налоги). Среди факторов первой группы важнейшими являются: а) географическое распределение ресурсов и рынков; б) конкуренция цен на ресурсы (рабочая сила, сырье и пр.); в) долгосрочный потенциал и размер рынка. Среди важнейших факторов второй группы выделяют: политическая стабильность; политический либерализм; стабильная правовая система; развитая инфраструктура; социально-культурная близость. Из ряда исследований различных экономических институтов , в том числе Российско-европейского центра экономической политики (РЕЦЭП), следует, что с состоянием перечисленных факторов связаны основные стимулы к осуществлению прямых иностранных инвестиций в российскую экономику и основные проблемы с привлечением прямых инвестиций в Россию. Согласно, например, исследованию РЕЦЕП, иностранные компании в России привлекает (в порядке уменьшения привлекательности): величина рынка сбыта; богатые природные ресурсы, квалифицированная рабочая сила; низкие издержки на оплату труда (по сравнению с развитыми странами), что создает объективные условия для ежегодного освоения порядка 30 млрд. долл. иностранных инвестиций, в том числе около 10 млрд. долл. прямых. Однако мировой рынок прямых иностранных инвестиций, оцениваемый более чем в 300 млрд. долл. для России остается пока малодоступным из-за неблагоприятного инвестиционного климата в нашей стране. Так, например, в сфере науки из более 4 тысяч организаций, выполняющих исследования и разработки, лишь 58 являются организациями с иностранным или смешанным капиталом. Важно отметить, что приток иностранных инвестиций в Россию в первой половине 2001 г., по данным Госкомстата, увеличился до 6,7 млрд. долл. по сравнению с 4,8 млрд. долл. в соответствующем периоде 2000 года. Доля прямых инвестиций оказалась равной 37,5%, прочие инвестиции составили 58,9%. Основными отраслями – получатели прямых иностранных инвестиций были: а) торговля и общественное питание (31,2%); б) транспорт (15,1%); в) пищевая промышленность (10,8%); г) топливная промышленность (7,3%). К концу первой половины 2001 года объем накопленного иностранного капитала в российской экономике достиг 33,8 млрд. долл. Объем накопленных прямых инвестиций составил 17,6 млрд. дол. Основными инвесторами в рассматриваемом периоде выступили Кипр, США, Франция и Швейцария. Среди стран-доноров максимальный приток прямых иностранных инвестиций за все годы обеспечили США – 22% всех накопленных прямых инвестиций. На втором месте следует Кипр – 21%. Германия переместилась в первой половине 2001 года на пятое место, обеспечив приток всего 8% накопленных прямых инвестиций (ПИИ). Вместе с тем важно отметить, что наряду с этой позитивной тенденцией в анализируемом периоде действовала и отрицательная тенденция – увеличение объемов изъятия ранее осуществленных прямых инвестиций. Чистые же вложения иностранцев в Россию составили в первой половине 2001 года 1,2 млрд. долл., что на 16% больше, чем в аналогичный период 2000 года. Среди источников капитала для иностранных инвестиций в Россию можно выделить два основных: средства, ранее вывезенные из России с целью уклонения от налогообложения, и средства, предоставленные собственно иностранными инвесторами (подробнее см.: Темник В.Д. Иностранные инвестиции и инвестиционный климат в России //Деньги и кредит. –2001. -№ 11.-С. 35-37). Экспертный консенсус-прогноз, осуществленный 29 авторитетными российскими и зарубежными аналитическими центрами, включая соответствующие отделы инвестиционных компаний, банков и корпораций («Тройка Диалог», Инвестиционная группа «Антон», Институт экономики РАН, Deutsche Bank, Oxford Economic и др.), ориентирует российских корпоративных клиентов и предпринимателей на дальнейшее увеличение прямых инвестиций примерно до 10 млрд. долл. в год в период с 2005 –го по 2010 год, не ранее (среднегодовой объем прямых инвестиций в 2000-2001 годах составил примерно 3 млрд. долларов). Скорее всего, основной формой притока станут кредиты частному сектору экономики (см.: Оптимизм пошел на убыль //Эксперт. –2002.-№ 6.-С.46-49). Опыт последних лет показывает, что целевое привлечение прямых иностранных инвестиций в научно-технологическую и инновационную сферу должно стимулироваться использованием налоговых инструментов, предоставлением льготного режима в отношении поставок импортного оборудования, сырья и комплектующих, используемых в деятельности научно-инновационных предприятий с ПИИ, а также в отношении экспорта их продукции. Роль государства будет заключаться в выработке приемлемых форм международного научно-технического сотрудничества, порядка привлечения иностранных инвестиций в национальные исследования и разработки, в обеспечении паритетного участия иностранных исследовательских фирм в национальных программах и государственно-частных проектах международного партнерства в сфере науки и технологий, в реализации той формы МНТС, которая активно используется промышленно развитыми странами. При этом стимулирование ПИИ в конкретные отрасли и предприятия не должно рассматриваться отдельно от других отраслей и предприятий, связанных с ними в рамках научно-производственного цикла Финансирование программ можно в самом общем виде охарактеризовать как финансирование инновационных программ, при котором сама программа является способом обслуживания долговых обязательств. Финансирующие субъекты оценивают объект инвестиций с точки зрения дохода, принесет ли реализуемая программа такой уровень доходности, который обеспечит погашение предоставленной инвесторами ссуды, займов или других видов капитала. Финансирование программ впрямую не зависит от государственных субсидий или финансовых вложений корпоративных источников. В развитых странах этот метод финансирования программ используется уже десятилетия. У нас он начал применяться недавно, с выходом Закона о соглашении о разделе продукции. Основной особенностью финансирования программ, в отличие от акционерного и государственного, является учет и управление рисками, распределение рисков между участниками программы, оценка затрат и доходов с учетом этого. Финансирование программ называют также финансированием с определением регресса. Финансирование программ называют также финансированием с определением регресса (регресс – от лат. regressus — обратное движение, - это требование о возмещении предоставленной в заем суммы). Различают три формы финансирования программ: а) финансирование с полным регрессом на заемщика; б) финансирование без права регресса на заемщика; в) финансирование с ограниченным правом регресса. Рассмотрим данные формы финансирования инновационной деятельности более подробно Финансирование с полным регрессом на заемщика предполагает наличие определенных гарантий или требование определенной формы ограничении ответственности кредиторов программы. Риски программы в основном падают на заемщика, зато при этом «цена» займа относительно невысока и позволяет быстро получить финансовые средства для реализации программы. Финансирование с полным регрессом на заемщика используется для малоприбыльных и некоммерческих программ; Финансирование без права регресса на заемщика означает, что кредитор при этом не имеет никаких гарантий от заемщика и принимает на себя все риски, связанные с реализацией программы. Стоимость такой формы финансирования достаточно высока для заемщика, так как кредитор надеется получить соответствующую компенсацию за высокую степень риска. Таким образом финансируются программы, имеющие высокую прибыльность и дающие в результате реализации конкурентоспособную продукцию. Программы такой формы финансирования должны использовать прогрессивные технологии производства продукции, иметь хорошо развитые рынки продукции, предусматривать надежные договоренности с поставщиками материально-технических ресурсов для реализации программы и пр.; Финансирование с ограниченным правом регресса. Такая форма финансирования программ предусматривает распределение всех рисков программы между ее участниками, так чтобы каждый участник брал на себя зависящие от него риски. В этом случае все участники принимают на себя конкретные коммерческие обязательства и цена финансирования умеренна. В этом случае все участники программы заинтересованы в эффективной реализации программы, поскольку их прибыль зависит от их деятельности.
|
Категория: Новости |
Просмотров: 5093 |
Добавил: yjoinge
| Рейтинг: 0.0/0 |
|
Календарь
« Январь 2011 » |
Пн |
Вт |
Ср |
Чт |
Пт |
Сб |
Вс |
| | | | | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 |
|